среда, 4 марта 2009 г.

Пособие по анти-пиару

Как любой великий человек Эльдар Муртазин не может не думать о своем наследии – он пишет книгу. Передаёт свои знания и опыт молодому поколению журналистов. Вчера он опубликовал новую главу, в которой обстоятельно описан приём желтой журналистики под названием: «Громкие» материалы о бракованных устройствах.

Этот приём – удачная находка ведущего аналитика. Обкатав его в августе 2008 года на примере моделей Nokia и Sony Ericsson, аналитик недавно развил и усовершенствовал свою технологию на новой жертве – Nokia 5800 XpressMusic, хитовой модели Nokia.

В обсуждаемой главе Эльдар признаётся, что его материал о браке в Sony Ericsson G502/C702 был далёк от совершенства:

"Проще всего [...] написать, что, судя по количеству сообщений на форумах, конференциях и так далее, в такой-то модели есть такие-то недостатки. Относится серьезно к такому материалу, никто кроме его автора не будет. Этакая дешевая популярность".

Далее он подробно описывает шаги по доведению технологии до того, что он называет «высшим пилотажем»:

"Исследовать проблему таким образом, чтобы компания не смогла проигнорировать обнаруженные вами факты, а исправила брак, обязала сервисные центры обслуживать проблемные аппараты вне очереди и в идеале признала бы брак публично".

Ведущий аналитик объясняет и учит хорошо, но не договаривает, однако, некоторых ключевых моментов.

В частности, как правильно выбрать «жертву»? Из описанной Эльдаром методики совершенно ясно, что применить её можно практически к любой модели телефона. Понятно, что модель нужно выбирать наиболее популярную, чтобы скандал звучал «громче», но как выбрать производителя? Очевидно, он определяется целью акции.

Цель в данном случае – ключевой момент. Эльдар пишет о ней много красивых слов:

"Ваша цель создать материал, который получит максимальный отклик".
"Когда вы смогли сделать первый и единственный материал на эту тему, то вы выиграли. В любом ракурсе это ваша победа как журналиста".
"Мы получили официальное подтверждение, материал [про 100% брак Nokia 5800] стал одним из самых читаемых на неделе, для журналиста подобный материал является серьезным достижением. Цитируемость материала была высокой по всему миру".

При этом аналитик не отрицает, что реакция аудитории на этот материал была неоднозначной. Далеко не все читатели прониклись лояльностью к борцу за права потребителей. Особенно были огорчены счастливые обладатели Nokia 5800, которые до прочтения разоблачительной статьи никак не догадывались о существовании в их трубках брака. А таких среди обладателей, ведь, было большинство (несмотря на доказанный ведущим аналитиком стопроцентный брак во всех экземплярах данной модели).

Зачем же столько усилий и, якобы, даже затрат, если результат столь неоднозначен?

Дело в том, что декларируемые аналитиком цели – лишь верхушка айсберга. А под водой – большая политика.

Не возьмусь судить обо всём прошлом ведущего аналитика, но и последнего года достаточно, чтобы сложить определенное мнение. До середины 2008 года главным фаворитом Эльдара был Sony Ericsson. Летом же среди ясного неба вдруг грянул «гром», когда ведущий аналитик не много не мало объявил этой корпорации «войну». О причинах войны можно лишь догадываться. Могу лишь поделиться наблюдением, что её начало случайно совпало с сокращением рекламных бюджетов этой компании, связанным с глобальным ухудшением её финансовых показателей.

Новым фаворитом стала Nokia. Осенью Эльдар отлично сыграл на взлёте популярности Nokia 5800, выступив главным глашатаем новинки, заведомо обречённой на успех.

Однако взаимная любовь с Nokia так до конца и не расцвела. Начиная с декабря, её стали затмевать рекламные вливания от LG. В итоге на сайте даже появились статьи о том, что прикасаться к телефонам LG куда приятнее, чем к другим сенсорным трубкам и т.п.

Так в чьих же трубках стоит искать стопроцентный брак? Давайте порассуждаем. Sony Ericsson и так опущен «ниже плинтуса», Samsung по неизвестным причинам Эльдар обходит стороной, LG – главная любовь, Motorola – что с них сейчас возьмёшь, а вот Nokia – очень подходящий кандидат. Политический аванс им Эльдар выделил, а бюджет так и не получил, надо бы напомнить про должок, для начала деликатно, ну а если не поймут, то: «отдельные недальновидные товарищи захотели войны – получите» (Э.М.). Вполне реалистичная версия.

Кстати, в последнем разоблачении не зря сделан акцент на якобы понесенных редакцией расходах. Помимо звучного самопиара эта удачная авторская находка посылает прозрачный намёк жертве: мол, расходы вон какие на вас понесли, неплохо бы компенсировать. Молодые желтые журналисты, мотайте на ус!

Всё ли было так на самом деле, утверждать не возьмусь, но надеюсь, что данная статья послужит неплохим дополнением к пособию для молодых журналистов, которое пишет Эльдар Муртазин.

4 комментария:

  1. Анонимный24.03.2009, 16:54

    прямо таки на злобу дня пишете. молодцы! история нелюбви к МТС у ведущего АНАЛ_нытика тех же корней?

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный25.03.2009, 00:48

    Аналитик предпочитает Билайн. Как всегда, взаимно.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный25.03.2009, 10:00

    вкратце, стратегия такая: буду гадить, пока не заметят. как заметят-попрошу денег. обливание МТС грязью со стороны ведущего анального нытика идет уже годами. вопрос: сколько еще осталось ему еще ждать?)

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный25.03.2009, 13:44

    Стратегия действует не всегда. Не все компании ищут любви аналитика. Кто-то принципиально "любовь" не допускает. А кому-то просто аналитик не по душе. Он же у нас и правда - "не подарок". Вот и не сходятся дорожки.

    ОтветитьУдалить