воскресенье, 22 марта 2009 г.

178 критических недостатков iPhone

Имя ведущего аналитика достаточно широко известно. Уже пару раз обращал на него внимание в своём блоге дизайнер Артемий Лебедев: 1, 2. А на днях посвященный Эльдару пост появился в ещё одном достаточно популярном блоге под названием nelebedev: ссылка.

Публикация была вызвана следующим высказыванием аналитика:

«Два года назад мой список недостатков Apple iPhone в части телефонных функций состоял из 178 критических пунктов. К 3 прошивке из них, так или иначе исправлено 122 пункта»

Со списком критических недостатков действительно вышел конфуз. Упомянуть о нём аналитик упомянул, но опубликовать отказался:

«в рамках NDA не могу»

К этому нужно относиться с пониманием. NDA (non-disclosure agreement, соглашение о неразглашении) – это договор, который подписывают стороны, выполняющие совместную работу, в рамках которой происходит обмен конфиденциальной информацией. Соответственно, упомянутый список был либо создан аналитиком по заказу другого лица, либо передан ему другим лицом без права распространения.

Не исключено, что сама компания Apple, обратилась к ведущему аналитику, когда поняла всю провальность своего продукта. И именно его списку должны быть благодарны пользователи iPhone, купившие это устройство, не прочитав предостережений Эльдара Муртазина. К лету они смогут избавиться от большинства недостатков, присутствовавших в устройстве изначально.

С другой стороны заказчиком списка могла выступить и другая компания, например, LG. И именно благодаря кропотливой работе, проделанной аналитиком, современные модели этой фирмы (например, эта) не только свободны от упомянутых 178 недостатков, но и во многом превосходят не только iPhone, но и лучшие модели Nokia, Samsung и др. (не говоря уже о Sony Ericsson).

Аналитик нас заметил

http://eldarmurtazin.livejournal.com/341821.html

Спасибо, Эльдар, что обратили внимание и уделили время.

Меня всегда восхищала та уверенность, с которой Вы делаете заявления. Только в этот раз, похоже, пальцем в небо. Безвинную компанию вовлекли. Понимаю, что они у Вас в «чёрном списке», но стоит ли использовать против них любой повод? Надеюсь, другие Ваши громкие аналитические заявления основаны на более тщательных исследованиях.

Молодым аналитикам на заметку: ведущий аналитик не стесняется и не скрывает своих методов получения информации, что даёт нам уникальную возможность у него поучиться. Итак, чтобы обличить в чём-то нужную вам компанию, постарайтесь получить доступ к их внутренней переписке. Вопрос в форуме: «каким образом?» – Э.М.: «как обычно».

вторник, 17 марта 2009 г.

Любишь? Докажи

В последние дни взор Эльдара Муртазина направлен на компанию «Скартел» (ссылки: 1, 2, 3). Не то чтобы он их невзлюбил, но явно намекает, что без любви ведущего аналитика им придется туго.

Если и это было про них (ссылка), то могу сказать, что сотрудники компании допустили сразу две большие ошибки.

Во-первых, проявили к аналитику неуважение, предложив купить его любовь за деньги. Это, как известно, не только невозможно, но и чревато. Вопрос «продажности» для Эльдара, можно сказать, больной. Несмотря на то, что он никогда никому не продавался (мне, по крайней мере, о таких случаях неизвестно), его постоянно в этом обвиняют, чем сильно злят. Поэтому, этот вопрос для него – «красная тряпка». Такую обиду он помнит долго, сам о ней говорит и опровергает всегда особенно подчёркнуто.

Вторая ошибка состоит в том, что клиент «показал деньги, подразнил», но не заплатил. Получается, что аналитика не только обидели, но ещё и продемонстрировали стимул, не позволяющий быстро забыть об этой обиде. За деньги он теперь будет бороться, а методы борьбы у него сами знаете какие.

Как же добиться любви ведущего аналитика? Тут всё как в настоящей любви – готового рецепта не существует. Известно, что материальная составляющая способствует развитию положительных чувств. Известно также, что финансовые неурядицы могут подточить даже крепкую многолетнюю любовь. Но одними финансами это явление не объяснить.

Я бы сделал ставку на проявление глубокого уважения к ведущему аналитику, причём не на словах, а на деле (он умный, отписками и отговорками PR-служб его не проведёшь). Вот если сказал он, что нет у компании стратегии, значит надо старую стратегию отменить, написать новую – руководствуясь советами ведущего аналитика. Можно, наверное, даже у его аналитической группы (Murtazin Research Group) заказать разработку этой стратегии (не бесплатно, естественно). Вот это будет реальный жест навстречу глубоким чувствам.

В общем, дерзайте. Но помните, что даже любя, аналитик не откажет себе в удовольствии пожурить своего партнера «за дело». Ведь объективность (или то, что он под ней понимает) для него превыше личных чувств. Нужно быть готовым это ему прощать, не перечить, следовать начертанной им стратегии, периодически её переписывать и т.п.

Также не забывайте, что любовь никогда не бывает вечной. А расставание с ведущим аналитиком – очень болезненная процедура. То есть, если уж идёте на любовь, то планируйте её «до гроба».

четверг, 12 марта 2009 г.

О бизнес-отношениях и PR-услугах

Не секрет, что одними громкими высказываниями сыт не будешь. А многотысячная аудитория почитателей ведущего аналитика, хоть и заглядывает ему в рот, но кашку туда, увы, не кладет. Деньги нужно зарабатывать профессиональными услугами: рекламой и PR.

И вот как сложилась в этой связи практика сотрудничества Эльдара Муртазина с компанией Sony Ericsson.

Издавна всё шло гладко и прекрасно, но вот в июле 2008 года ведущий аналитик объявил компании Sony Ericsson войну: http://eldarmurtazin.livejournal.com/127911.html

Трудно сказать, что Эльдар имел в виду под словом «враньё», за которое он и решил наказать международную корпорацию вообще и её московский офис в частности. Для меня, как внешнего наблюдателя, «война» носила весьма односторонний характер. Аналитик обвинил менеджеров компании в плохом планировании продуктовой линейки, выпуске некачественных товаров и невнимании к потребителям. Изобличающий негативный тон пронизал большинство обзоров продуктов Sony Ericsson. Надо отметить, что практически никто в других СМИ либо не находил в продуктах Sony Ericsson подмеченных Эльдаром недостатков, либо не считал их столь уж критичными.

Вполне логичным в этой ситуации было прекращение бизнес-отношений между компанией Sony Ericsson и сайтом mobile-review.com. Какой смысл рекламировать продукты в негативном контексте?

Видимых отношений между ними не было как минимум полгода. При этом негативный тон Муртазина не ослабевал, хотя постоянно находить существенные изъяны в продуктах Sony Ericsson ему возможно стало уже надоедать.

Сюрпризом для меня стала PR-акция Sony Ericsson, стартовавшая на mobile-review.com на этой неделе: http://www.mobile-review.com/events/contest/. Вероятно в компании решили, что таким образом смогут примириться с мятежным аналитиком. Но не тут-то было.

Суть акции состоит в публикации нескольких красивых PR-статей о продукте XPERIA X1, в частности об её программной оболочке X- Panels. Пикантность ситуации в том, что сам Муртазин неоднократно заявлял о том, что X1 – неудачная модель (как и все модели, выпущенные Sony Ericsson после «объявления войны»):

«Насколько качественно выполнено устройство внешне, настолько плохо оно сделано с точки зрения ПО и надстроек. На что были потрачены силы разработчиков, совсем не ясно. Более того, устройство бы вызвало больше положительных впечатлений, оставь в компании просто систему Windows Mobile без дополнений» (http://www.mobile-review.com/pda/review/sonyericsson-xperia-x1-2.shtml)

Неудивительно поэтому, что первая же хвалебная статья об X- Panels на mobile-review.com вызвала поток недоумений у разогретой долгими месяцами войны аудитории сайта: http://forum.mobile-review.com/showthread.php?t=64958

И как ответил на этот поток ведущий аналитик? Вот так:

«это реклама!!! это не статья нашего сайта. Мы могли бы разместить обезличенную статью от SE, она была бы ужасна»
«а как промо проект влияет на меня? на мое мнение? расскажите, мне же очень это интересно и важно знать. Желательно с фактами. Ну, например, написать, что после промо проекта по Х1 Эльдар Муртазин начал говорить, что продукт не полная ерунда на постном масле, а лучшая побрякушка всех времен и народов»
«В нашей команде объективность изложения это столп, который незыблем. тот факт, что люди могут писать как копирайтеры показывает отсутствие таких копирайтеров в компаниях. Принесли бы хорошие тексты, мы бы не морочились с этим. Но мы отвечаем за проект на нашем ресурсе и хотим чтобы он был хорошим (любой проект, который мы делаем). Для этого нужно чтобы все составляющие были на уровне»

Видимо ведущий аналитик считает хорошим PR-проект, в котором главный герой после оплаченной рекламной фразы тут же добавляет, что сам с ней не согласен и плевать хотел на своего заказчика.

Судя по вчерашней записи в личном блоге аналитика (http://eldarmurtazin.livejournal.com/334788.html), складывается впечатление, что он искренне верит в то, что именно такими и должны быть хорошие PR-услуги и отношения с клиентами. Как он это называет – «равноправными».

В цивилизованном мире «звёзды» обычно не берутся за продвижение товаров и услуг, которые сами лично не одобряют (по крайней мере, публично). Да и рекламодатели обычно не пытаются вложить рекламные фразы в уста тех, кто известен своими негативными взглядами на их продукцию. Странно всё это выглядит. Может кризис виноват?

среда, 4 марта 2009 г.

Пособие по анти-пиару

Как любой великий человек Эльдар Муртазин не может не думать о своем наследии – он пишет книгу. Передаёт свои знания и опыт молодому поколению журналистов. Вчера он опубликовал новую главу, в которой обстоятельно описан приём желтой журналистики под названием: «Громкие» материалы о бракованных устройствах.

Этот приём – удачная находка ведущего аналитика. Обкатав его в августе 2008 года на примере моделей Nokia и Sony Ericsson, аналитик недавно развил и усовершенствовал свою технологию на новой жертве – Nokia 5800 XpressMusic, хитовой модели Nokia.

В обсуждаемой главе Эльдар признаётся, что его материал о браке в Sony Ericsson G502/C702 был далёк от совершенства:

"Проще всего [...] написать, что, судя по количеству сообщений на форумах, конференциях и так далее, в такой-то модели есть такие-то недостатки. Относится серьезно к такому материалу, никто кроме его автора не будет. Этакая дешевая популярность".

Далее он подробно описывает шаги по доведению технологии до того, что он называет «высшим пилотажем»:

"Исследовать проблему таким образом, чтобы компания не смогла проигнорировать обнаруженные вами факты, а исправила брак, обязала сервисные центры обслуживать проблемные аппараты вне очереди и в идеале признала бы брак публично".

Ведущий аналитик объясняет и учит хорошо, но не договаривает, однако, некоторых ключевых моментов.

В частности, как правильно выбрать «жертву»? Из описанной Эльдаром методики совершенно ясно, что применить её можно практически к любой модели телефона. Понятно, что модель нужно выбирать наиболее популярную, чтобы скандал звучал «громче», но как выбрать производителя? Очевидно, он определяется целью акции.

Цель в данном случае – ключевой момент. Эльдар пишет о ней много красивых слов:

"Ваша цель создать материал, который получит максимальный отклик".
"Когда вы смогли сделать первый и единственный материал на эту тему, то вы выиграли. В любом ракурсе это ваша победа как журналиста".
"Мы получили официальное подтверждение, материал [про 100% брак Nokia 5800] стал одним из самых читаемых на неделе, для журналиста подобный материал является серьезным достижением. Цитируемость материала была высокой по всему миру".

При этом аналитик не отрицает, что реакция аудитории на этот материал была неоднозначной. Далеко не все читатели прониклись лояльностью к борцу за права потребителей. Особенно были огорчены счастливые обладатели Nokia 5800, которые до прочтения разоблачительной статьи никак не догадывались о существовании в их трубках брака. А таких среди обладателей, ведь, было большинство (несмотря на доказанный ведущим аналитиком стопроцентный брак во всех экземплярах данной модели).

Зачем же столько усилий и, якобы, даже затрат, если результат столь неоднозначен?

Дело в том, что декларируемые аналитиком цели – лишь верхушка айсберга. А под водой – большая политика.

Не возьмусь судить обо всём прошлом ведущего аналитика, но и последнего года достаточно, чтобы сложить определенное мнение. До середины 2008 года главным фаворитом Эльдара был Sony Ericsson. Летом же среди ясного неба вдруг грянул «гром», когда ведущий аналитик не много не мало объявил этой корпорации «войну». О причинах войны можно лишь догадываться. Могу лишь поделиться наблюдением, что её начало случайно совпало с сокращением рекламных бюджетов этой компании, связанным с глобальным ухудшением её финансовых показателей.

Новым фаворитом стала Nokia. Осенью Эльдар отлично сыграл на взлёте популярности Nokia 5800, выступив главным глашатаем новинки, заведомо обречённой на успех.

Однако взаимная любовь с Nokia так до конца и не расцвела. Начиная с декабря, её стали затмевать рекламные вливания от LG. В итоге на сайте даже появились статьи о том, что прикасаться к телефонам LG куда приятнее, чем к другим сенсорным трубкам и т.п.

Так в чьих же трубках стоит искать стопроцентный брак? Давайте порассуждаем. Sony Ericsson и так опущен «ниже плинтуса», Samsung по неизвестным причинам Эльдар обходит стороной, LG – главная любовь, Motorola – что с них сейчас возьмёшь, а вот Nokia – очень подходящий кандидат. Политический аванс им Эльдар выделил, а бюджет так и не получил, надо бы напомнить про должок, для начала деликатно, ну а если не поймут, то: «отдельные недальновидные товарищи захотели войны – получите» (Э.М.). Вполне реалистичная версия.

Кстати, в последнем разоблачении не зря сделан акцент на якобы понесенных редакцией расходах. Помимо звучного самопиара эта удачная авторская находка посылает прозрачный намёк жертве: мол, расходы вон какие на вас понесли, неплохо бы компенсировать. Молодые желтые журналисты, мотайте на ус!

Всё ли было так на самом деле, утверждать не возьмусь, но надеюсь, что данная статья послужит неплохим дополнением к пособию для молодых журналистов, которое пишет Эльдар Муртазин.

вторник, 3 марта 2009 г.

Введение

Есть такой популярный сайт о мобильных телефонах – mobile-review.com. Своей популярностью сайт во многом обязан яркой личности своего главного редактора – Эльдара Муртазина.

Яркость эта заключается главным образом в эпатажности высказываний автора, так характерной желтой прессе. При этом, как и в любой желтой прессе, разоблачения и сенсационные открытия облечены в сугубо научный и аналитичный вид. А сам Эльдар называет себя не иначе, как «ведущим аналитиком».

Вот так и возникает в нашей жизни столь противоречивый феномен, как «желтая аналитика». Ему мы и посвятим наш блог.


Приглашаю к обсуждению «желтой аналитики» всех, кто пытался сказать правду Муртазину «в лицо» в его форумах, но был забанен. Открою доступ к публикации статей в этом блоге всем желающим. Пишите: nizatrum.radle на gmail.com.